Чтобы вернуться к этому фильму, потребовалось семь лет (примерно столько же, сколько и ко многим другим делам и занятиям в моей жизни, которые были отложены на неопределенный срок).
И, как ни странно, но изменив свое отношение ко многим жизненным явлениям, я остаюсь тверда и незыблема в отношении "Даунтона". Он прекрасен. Как образец английского драматического сериала. Как образец того, что можно опереться на классическую литературу и вырастить свое, по дороге повеселившись и вдоволь наигравшись с отсылками. Как творческий факт, елки-палки.
Когда я начинала смотреть первый сезон, я еще не знала, кто такой Джулиан Феллоуз. Рассчитывала на некую выверенную английскость (и ее дали), драматичность и социальное неравенство (и это дали) и специфическую английскую сентиментальность (без нее, увы, никак, и это тоже дали).
Но я четко помню,
сюжетообразующий фактчто с момента, когда графиня изменившимся лицом вместе с дочуркой и камеристкой потащили по коридору особняка труп, стало ясно, что автор - еще и знаток тонкого английского троллинга. Вот сочетание драмы и иронии к собственным персонажам и ситуациям и делает сюжет интересным. А еще стиль и диалоги. И разумеется, тщательная разработка героев, без разницы, на какой ступеньке лестницы они обретаются.
А теперь про третий сезон.
читать дальшеЕсли первый сезон начинался утром после крушения "Титаника" и заканчивался объявлением войны с Германией, а второй включал Первую Мировую и эпидемию "испанки", то третий имеет подназвание "Ревушие двадцатые". Собственно, двадцатые только-только начинаются. Из просмотренного (и подозреваю, из всего сериала) этот, наверно, самый драматичный.
Веселые моменты, разумеется, есть: например, визит "американской тещи" - Марты Левинсон в исполнении аж Ширли Маклейн, в течение которого зритель может наблюдать легкую битву кобры с гюрзой, ибо графиня Вайолетт (Мегги Смит) свой титул главной язвы здешних мест просто так не отдаст, есть укрощение Тома Бренсона, матч в крикет и визит в Шотландию (реакция героев на волынку бесподобна).
Есть и новички, несущие заделы для нового развития сюжета. Пожалуй, самый яркий - юная дева-оторва Роуз.
Самое смешное, что юница-зажигалочка в итоге попадает в особняк на исправление с формулировкой в стиле "посмотреть и поучиться, как нормальные люди живут". Да, здесь научат.
И в то же время это словно завершение целого ряда историй, заданного в начале. Феллоуз подчищает все линии, даже "мыло ее светлости" еще раз сыграет свою роль.
И уже в финале, решая главный вопрос, возникший в самой первой серии "Аббатства", автор сделает совершенно рискованный поворот. Да, вынужденный, но такой, после которого придется, по сути, начинать отсчет заново.
Что ж, поглядим.