Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Последнее время заметила за собой: все больше отдаляюсь от фэнтези в пользу детектива и мистики. В первую очередь отцы-основатели жанра: знакомлюсь помаленьку.
Итак, зачитан Гастон Леру "Тайна Желтой комнаты" и "Духи дамы в черном". Леру - классик французского детектива (ага, и папа незабвенного Эрика -"Призрака Оперы"), он из того списка авторов, которые учились на собственном опыте, создавали законы жанра, ну, и, разумеется, ляпали ляпы и ваяли штампы, на которые будут опираться следующие поколения детективщиков. Не Конан-Дойл, конечно, но тоже не последний человек в жанре на то время.
Эти два романа начинают цикл о Жозефе Рультабийле (если сеть не врет, то в вольном переводе "Колобок"), парнишке-репортере из парижской газеты, который волею редактора и своего любопытства (а также нюха) ввязывается в расследование громкого преступления. Пацан, нагл, самоуверен и любит утирать нос серьезным взрослым дядям, но дело знает, землю роет... а вот что он нароет - другой вопрос.
"Тайна Желтой комнаты" - образчик детектива "преступления в замкнутом пространстве". На дочь известного ученого Матильду Станжерсон совершено покушение, и вот незадача: преступник ухитрился исчезнуть из полностью запертой комнаты. Столичная полиция во главе с суперсыщиком Фредом Ларсаном шерстит поместье, подозревая жениха потерпевшей Робера Дарзака, а Жозеф и его друг адвокат Сенклер (этакий местный Ватсон) внаглую начинают собственное расследование, выкапывая сенсацию, чтобы после... спойлер
Читала практически без отрыва. Все как я люблю: старинный замок, тайна, легкий налет мистической шизы, чуток иронии, ну, и как же без шер ше ля фам (с лютой французской мелодрамностью). Недостатки, конечно, есть: автор под конец накрутил чрез меры детализации, но все равно душевно. И да, в сюжете есть прием, который до того детектившиками 19 века не применялся.
"Духи дамы в черном" - прямое продолжение первого романа. Та же теплая компания в полном составе, и, увы, та же проблема, которую пора решать, пока не стало хуже. Робкое "а может, прокурора?" не катит, и герои выкручиваются, как могут (а эти такое могут натворить, что фиг расхлебают). Атмосфера располагает: Лазурный берег, слева Франция, справа Италия, море, солнце и старинный форт в распоряжение. Короче, есть где побегать, построить баррикады, побояться и чуток пострелять. Шиза дивно процветает, мелодрама рыдает, ирония периодически просыпается и жжет. Право, иногда у Леру проскакивают дивные перлы и детальки: одна сцена учета трупов: вот здесь лишний труп, а здесь недостающий - :-D А еще есть самый древний в мире череп и приключения мешка из-под картошки. И черные очки в количестве.
В концовке автор все же снова загнул и перегнул (и сильно) и с обоснуем, и с мелодраматичностью (последняя глава - образец нытья не по делу) И пусть, все равно история и расклад меня цепляет. Да, вещи старомодны и на любителя, но вот я такой любитель и есть.

@темы: книжное