Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
За что люблю канал "Культура" - можно внезапно нарваться на нечто такое, что после бросишься искать по всему интернету. В этот раз случилось нечто совершенно странное: мне понравилась экранизация "Джейн Эйр". Очень понравилась. Обалдеть, честное слово, потому что сам роман мне параллелен, а главный герой откровенно раздражает. Не люблю байронизм.
(Да, я в курсе существования культовой экранизации c Тимоти Далтоном и Зилой Кларк и признаю ее чрезвычайную верность, но... увы)
И вот, наткнувшись недавно вечером на фильм, я внезапно поймала себя на том, что смотрю не то что без раздражения, а с интересом, знаете ли, смотрю, да с переживанием за героев, да с полетом душевным, а в финале так и вообще... Опомнившись по окончании, я пошла узнавать, а что собственно такое за диво я видела. Оказалось, "Джейн Эйр" 1970 г. режиссер Делберт Манн, актеры - Сюзанна Йорк и Джордж Кемпбелл Скотт.
Что же так цепляет? Все просто.
три причины

@темы: фильмовое

Комментарии
01.10.2017 в 12:55

Вообще эту экранизацию принято ругать(( И главный камень преткновения у большинства критиков этой версии - возрастное несоответствие Скотта роли Рочестера.
01.10.2017 в 17:46

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
возрастное несоответствие Скотта роли Рочестера.
Серьезно? Именно Скотта? Даже не Йорк? :-D
Чудесный камень преткновения. Даже если смотреть буквально к канону. Актеру - 43, герою - 38. Пять лет разницы. Причем согласно и роману, и фильму Рочестер не отказывал себе ни в каких мирских радостях. Не зря он половину фильма не расстается со стаканом с винным бокалом и графинчиком и дымит сигарой.
На мой взгляд, режиссер намеренно сделал героев старше. Это вообще очень продуманный фильм, где очень многое сделано специально.
Вся основная фабула вроде бы на месте, но она наполнена иным содержанием. потому что эта "Джейн Эйр" - не романтическая история о том, как одинокую, нормальной жизни и не видевшую девушку угораздило влюбиться в байронического типа с истеричными замашками. Это более взрослая история, и герои душевно взрослее, оттого и так подобраны актеры. Как по мне, идеальный выбор.
01.10.2017 в 18:28

Марри Кейт,
в огород Сюзанны Йорк тоже часто летят такие камни, но чаще нападают на Скотта, мне неоднократно попадались отзывы, где Скотта-Рочестера обзывают не иначе как пенсионером. И по правде сказать, мне он там тоже показался слишком великовозрастным. Скотту на тот момент было 43, но в фильме он выглядит так, будто ему хорошо за 50. Если бы не это, из него, имхо, получился бы идеальный Рочестер - Скотт уж явно больше тянет на Рочестера, чем смазливый Далтон, к примеру. Так-то в принципе Скотт всегда выглядел старше своего возраста (видимо, это издержки его нездорового образа жизни), но в других ролях (как правило, харАктерных) это скорее добавляло ему харизматичности, а тут, в роли, как ни крути, романтической, слишком уж режет глаз. Хотя сыграно все на должном идейно-художественном уровне, в этом плане у меня к нему претензий нет))
01.10.2017 в 19:28

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
в огород Сюзанны Йорк тоже часто летят такие камни Это на самом деле логичнее, поскольку возраст Рочестера привязан к возрасту Джейн.
Скотт уж явно больше тянет на Рочестера, чем смазливый Далтон, к примеру Далтон отлично играет плюс берет общей обаятельностью. Самым удивившим меня Рочестером был внезапный Киаран Хайндс. :-D
Для романтической романной истории Скотт и в самом деле староват. Но мне четко видится попытка пошатать канон и перевести историю в более реалистичный вид, и здесь даже явно близкий алкоголизм героя в тему.
Если честно, меня очень радует подобный подход, поскольку классические романтические истории мне чаще всего скучны. Прямо хочется посмотреть другие работы режиссера: есть ли у него еще опыты игры с классикой.
Так что реакции канонистов мне в принципе понятны, но нисколько не близки. )))
01.10.2017 в 19:52

Вообще Скотт весьма органично смотрелся в экранизациях английской классики, хоть и не считал нужным изображать при этом британский акцент. Две его диккенсовские роли в телефильмах 1980-х чертовски интересны.
01.10.2017 в 20:02

А насчет Делберта Манна - знаю только среди его работ экранизации менее махровой классики. "Любовь под вязами" (1958) по пьесе Юджина О'Нила (с Энтони Перкинсом и Софи Лорен) весьма неплоха. Еще он снимал "На западном фронте без перемен", но этот фильм я не видела.
02.10.2017 в 22:16

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Lars134, Две его диккенсовские роли в телефильмах 1980-х чертовски интересны.
Скруджа видела - прошлой зимой с большим удовольствием посмотрела "Рождественскую историю" и собираюсь пересматривать. Глубокий фильм, несмотря на всю праздничную сказочность. И какой-то не пряничный, если можно так выразиться. Добрый, но не слащавый. И Скотт очень душевно сыграл. Человека, а не карикатуру, как Керри.
Фейджина пока нет. Люблю Диккенса и видела много экранизаций его книг, но этот "Оливер Твист" пока прошел мимо меня.
И до фильмов Манна надеюсь добраться со временем - все же нужно проверить, есть ли здесь специфический режиссерский стиль.
03.10.2017 в 19:31

Марри Кейт,
в рецензиях на imdb "Рождественскую историю" (1984) называют чуть ли не хоррором, но при этом многие сходятся на том, что это, судя по всему, лучшая экранизация этой повести Диккенса, даже несмотря на хрестоматийность британской версии 1951 года.
А с "Оливером Твистом" засада - фильм вообще, насколько я знаю, в свое время шел в советском прокате, но в сети я не смогла отыскать его ни с переводом, ни в оригинале, пришлось покупать DVD на амазоне. В целом, как по мне, фильм определенно проигрывает на фоне экранизации, снятой Дэвидом Лином в 1948 году, но вот Фейджин у Скотта получился совершенно классный.
По Делберту Манну - у него вообще лучшими фильмами принято считать "Марти" и "За отдельными столиками", а мой личный фаворит - "Середина ночи" (1959) с Фредриком Марчем и Ким Новак, прекрасная мелодрама об отношениях пожилого владельца ателье и молодой сотрудницы.
03.10.2017 в 22:13

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Lars134, хоррор не хоррор, но все жутковатые моменты сняты всерьез и со всей мрачностью. Наверно, эта драматичность и подкупает.
Буквально вчера полезла посмотреть на будущее, если ли "Оливер Твист" где-нибудь в онлайн-просмотре. Наткнулась на первую (?) серию на английском. Видимо, кто-то недавно выложил. Покопаюсь: может, и русский где встретится.
Все названия учла))). Я ведь весьма приблизительно знаю старый кинематограф. Не так давно моим пределом за редкими исключениями были фильмы 90-х, потом медленно пошла вниз по временной шкале.
03.10.2017 в 23:07

Марри Кейт, ну а я вот последние лет 6-7 очень плотно сижу именно на старом кино - Голливуд и Европа 1930-70-х. И что самое забавное, среди главных увлечений по части актеров, которые у меня были за это время, Скотт оказался самым "современным")) Ну, разве что Мастроянни - практически его ровесник.
Если "Оливера Твиста" целиком не найдете, я без проблем могу на какой-нибудь файлообменник закинуть.
Вообще в фильмографии Скотта мне особенно нравится ранний период - конец 50-х-начало 70-х, там почти все фильмы хороши как на подбор, может, только за исключением довольно проходной и глуповатой комедии "Только не с моей женой, не смей!" (1966). Он тогда к выбору киноролей подходил достаточно избирательно, а потом уже стал относиться к кино более утилитарно, воспринимая его в первую очередь как источник заработка - главным образом, для финансирования своих театральных проектов. Все же как ни крути, его главной любовью всегда оставался театр.
04.10.2017 в 21:36

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Lars134, ну а я вот последние лет 6-7 очень плотно сижу именно на старом кино - Голливуд и Европа 1930-70-х. То есть вы, можно сказать, знаток. :) Я, наверно, дальше 50-х вряд ли доберусь - все же качество изображения играет свою роль... хотя в принципе ради хорошей истории можно потерпеть старую пленку, а если история скучна, никакие спецэффекты не спасут.
Если "Оливера Твиста" целиком не найдете, я без проблем могу на какой-нибудь файлообменник закинуть.
Спасибо, я учту такой вариант. :)
Вообще в фильмографии Скотта мне особенно нравится ранний период - конец 50-х-начало 70-х, там почти все фильмы хороши как на подбор,
Значит, с того края и буду смотреть дальше. Но, наверно, сложно найти актера, даже известного и талантливого, совсем уж без случайных, проходных ролей.
Все же как ни крути, его главной любовью всегда оставался театр
А какие проекты? Классика, современные авторы?
04.10.2017 в 22:05

Марри Кейт, в плане актерских работ спектр был весьма широк - от современных американских авторов до Чехова ("Три сестры", "Дядя Ваня"), а известность он получил вообще как шекспировский актер - для него прорывом стала заглавная роль в "Ричарде III" на Нью-йоркском шекспировском фестивале в 1957 году, позже играл также в "Венецианском купце", "Антонии и Клеопатре". Как режиссер ставил в основном более современных авторов - Юджина О'Нила, Артура Миллера (поставленная им в середине 70-х "Смерть коммивояжера", например, вызвала солидный резонанс), комедии Ноэля Кауарда. Самым масштабным его начинанием было создание театра в его родном Детройте в начале 60-х, это было частью его глобальной задумки повысить авторитет и престиж провинциальных театров в противовес господству Бродвея на американской театральной сцене. Правда этот театр приказал долго жить после первых же двух не очень удачных постановок и основательно разорил Скотта, вложившего в его создание свои личные средства. Вообще он и в Нью-Йорке много работал вне Бродвея - в нью-йоркском театральном мире всегда было четкое разграничение между бродвейской сценой и тем, что именовалось «Off-Broadway» и характеризовалось менее коммерческими и более экспериментальными постановками, вот Скотт как-то больше к этой сфере тяготел.
04.10.2017 в 23:10

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Lars134, да, интересный список. Как здесь не пожалеть, что тенденция записывать и транслировать спектакли начала развиваться лишь недавно. Но ничего не поделаешь... надеюсь, хоть не все ТВ-фильмы осядут в неизвестных закромах.
04.10.2017 в 23:22

Марри Кейт, ну вот из ТВ-фильмов, помимо вышеупомянутых трех экранизаций и всяких более поздних "Титаников" и "Разгневанных мужчин", я нашла сериал "East Side/West Side" (1963-1964) - он имеется в наличии на ютубе, но в фиговом качестве, "Fear on Trial" (1975), "The Crucible" (1967), "China Rose" (1983), плюс по одной отдельной серии нескольких сериалов начала 60-х, где Скотт появляется в главной роли в качестве "guest star" - "The Eleventh Hour", "The Virginian", "Naked City", "Ben Casey". Еще попадался на ютубе телевизионный "Портрет Дориана Грея" (1961), где Скотт, как выяснилось к моей великой радости, играет лорда Генри, но радость омрачена тем, что качество изображения там просто за гранью добра и зла, и я даже не уверена, что отважусь когда-нибудь смотреть это безобразие :( Еще доступен снятый им для ТВ "The Andersonville Trial" (1971), но это чисто режиссерская его работа, как исполнитель он там не фигурирует, но зато этот фильм получил премию Эмми.
05.10.2017 в 21:59

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Lars134, глядя на ваш список, понимаю, что не все так плохо - вместе с фильмами есть из чего повыбирать, если, конечно, смотреть не залпом.
На чисто режиссерские работы актеров тоже интересно глядеть - через них, как правило, проступает мировоззрение.
05.10.2017 в 23:24

Марри Кейт, у Скотта еще был опыт режиссерской работы и на большом экране - в первой половине 70-х он снял два фильма, где сыграл также главные роли - "Гнев" и "Дикарь на свободе". Первый фильм принято считать неудачным, второй очень неудачным, но связано это скорее не с их художественными достоинствами/недостатками, а с конъюнктурными соображениями, особенно в случае с "Дикарем на свободе". Скотт тогда попытался снять полностью независимый фильм, выступая не только режиссером и продюсером, но также и прокатчиком и рекламным агентом, что полностью подрывало традиционные основы голливудской индустрии. Независимые фильмы снимали в Голливуде и до Скотта, но их прокат осуществляли все равно крупные студии, которые диктовали режиссерам свои условия и вмешивались в творческий процесс, т.е. эта "независимость" носила весьма ограниченный характер. Скотт же попытался продавать свой фильм кинотеатрам напрямую, стремясь избежать какого-либо вмешательства извне и выступая за полную творческую свободу Художника в Голливуде. Такого голливудский истеблишмент простить ему не мог и стал активно ставить ему палки в колеса в его попытках донести свой фильм до зрителя. Правда фильм на самом деле совершенно немейнстримовый, и в плане манеры повествования, и в плане проблематики (аллюзии на тему Эдипова комплекса) - вряд ли бы он пользовался успехом у массового американского зрителя, но вот как раз с этой точки зрения - "проступает мировоззрение" - довольно занятен.
05.10.2017 в 23:47

Марри Кейт, черт, боюсь, что я сильно Вас гружу) У меня просто совсем нет единомышленников по части Скотта, никто его не любит(( Так что волею судеб Вы пали моей жертвой)
06.10.2017 в 00:24

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Lars134, не бойтесь ))) Мне прекрасно знакомо чувство, когда хочется обсудить что-то важное и интересное, а не с кем.
Скотт мне действительно очень нравится как актер и все больше заинтересовывает как человек вот этой своей неудобностью для системы и собственным мнением. Информации о нем в русской сети мало, так что я заранее приготовилась к разведке в одиночку и была приятно удивлена, когда нашелся собеседник.
Другое дело, что вы гораздо лучше разбираетесь в теме, так что по деталям каких-то конкретных работ мы побеседовать пока не можем (а все самое интересное как раз в деталях). Я же честно предупреждаю, что намерена гурманствовать и смотреть медленно (дабы впечатления не смазывались). :)