Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
За что люблю канал "Культура" - можно внезапно нарваться на нечто такое, что после бросишься искать по всему интернету. В этот раз случилось нечто совершенно странное: мне понравилась экранизация "Джейн Эйр". Очень понравилась. Обалдеть, честное слово, потому что сам роман мне параллелен, а главный герой откровенно раздражает. Не люблю байронизм.
(Да, я в курсе существования культовой экранизации c Тимоти Далтоном и Зилой Кларк и признаю ее чрезвычайную верность, но... увы)
И вот, наткнувшись недавно вечером на фильм, я внезапно поймала себя на том, что смотрю не то что без раздражения, а с интересом, знаете ли, смотрю, да с переживанием за героев, да с полетом душевным, а в финале так и вообще... Опомнившись по окончании, я пошла узнавать, а что собственно такое за диво я видела. Оказалось, "Джейн Эйр" 1970 г. режиссер Делберт Манн, актеры - Сюзанна Йорк и Джордж Кемпбелл Скотт.
Что же так цепляет? Все просто.
три причины
(Да, я в курсе существования культовой экранизации c Тимоти Далтоном и Зилой Кларк и признаю ее чрезвычайную верность, но... увы)
И вот, наткнувшись недавно вечером на фильм, я внезапно поймала себя на том, что смотрю не то что без раздражения, а с интересом, знаете ли, смотрю, да с переживанием за героев, да с полетом душевным, а в финале так и вообще... Опомнившись по окончании, я пошла узнавать, а что собственно такое за диво я видела. Оказалось, "Джейн Эйр" 1970 г. режиссер Делберт Манн, актеры - Сюзанна Йорк и Джордж Кемпбелл Скотт.
Что же так цепляет? Все просто.
три причины
Серьезно? Именно Скотта? Даже не Йорк?
Чудесный камень преткновения. Даже если смотреть буквально к канону. Актеру - 43, герою - 38. Пять лет разницы. Причем согласно и роману, и фильму Рочестер не отказывал себе ни в каких мирских радостях. Не зря он половину фильма не расстается
со стаканомс винным бокалом и графинчиком и дымит сигарой.На мой взгляд, режиссер намеренно сделал героев старше. Это вообще очень продуманный фильм, где очень многое сделано специально.
Вся основная фабула вроде бы на месте, но она наполнена иным содержанием. потому что эта "Джейн Эйр" - не романтическая история о том, как одинокую, нормальной жизни и не видевшую девушку угораздило влюбиться в байронического типа с истеричными замашками. Это более взрослая история, и герои душевно взрослее, оттого и так подобраны актеры. Как по мне, идеальный выбор.
в огород Сюзанны Йорк тоже часто летят такие камни, но чаще нападают на Скотта, мне неоднократно попадались отзывы, где Скотта-Рочестера обзывают не иначе как пенсионером. И по правде сказать, мне он там тоже показался слишком великовозрастным. Скотту на тот момент было 43, но в фильме он выглядит так, будто ему хорошо за 50. Если бы не это, из него, имхо, получился бы идеальный Рочестер - Скотт уж явно больше тянет на Рочестера, чем смазливый Далтон, к примеру. Так-то в принципе Скотт всегда выглядел старше своего возраста (видимо, это издержки его нездорового образа жизни), но в других ролях (как правило, харАктерных) это скорее добавляло ему харизматичности, а тут, в роли, как ни крути, романтической, слишком уж режет глаз. Хотя сыграно все на должном идейно-художественном уровне, в этом плане у меня к нему претензий нет))
Скотт уж явно больше тянет на Рочестера, чем смазливый Далтон, к примеру Далтон отлично играет плюс берет общей обаятельностью. Самым удивившим меня Рочестером был внезапный Киаран Хайндс.
Для романтической романной истории Скотт и в самом деле староват. Но мне четко видится попытка пошатать канон и перевести историю в более реалистичный вид, и здесь даже явно близкий алкоголизм героя в тему.
Если честно, меня очень радует подобный подход, поскольку классические романтические истории мне чаще всего скучны. Прямо хочется посмотреть другие работы режиссера: есть ли у него еще опыты игры с классикой.
Так что реакции канонистов мне в принципе понятны, но нисколько не близки. )))
Скруджа видела - прошлой зимой с большим удовольствием посмотрела "Рождественскую историю" и собираюсь пересматривать. Глубокий фильм, несмотря на всю праздничную сказочность. И какой-то не пряничный, если можно так выразиться. Добрый, но не слащавый. И Скотт очень душевно сыграл. Человека, а не карикатуру, как Керри.
Фейджина пока нет. Люблю Диккенса и видела много экранизаций его книг, но этот "Оливер Твист" пока прошел мимо меня.
И до фильмов Манна надеюсь добраться со временем - все же нужно проверить, есть ли здесь специфический режиссерский стиль.
в рецензиях на imdb "Рождественскую историю" (1984) называют чуть ли не хоррором, но при этом многие сходятся на том, что это, судя по всему, лучшая экранизация этой повести Диккенса, даже несмотря на хрестоматийность британской версии 1951 года.
А с "Оливером Твистом" засада - фильм вообще, насколько я знаю, в свое время шел в советском прокате, но в сети я не смогла отыскать его ни с переводом, ни в оригинале, пришлось покупать DVD на амазоне. В целом, как по мне, фильм определенно проигрывает на фоне экранизации, снятой Дэвидом Лином в 1948 году, но вот Фейджин у Скотта получился совершенно классный.
По Делберту Манну - у него вообще лучшими фильмами принято считать "Марти" и "За отдельными столиками", а мой личный фаворит - "Середина ночи" (1959) с Фредриком Марчем и Ким Новак, прекрасная мелодрама об отношениях пожилого владельца ателье и молодой сотрудницы.
Буквально вчера полезла посмотреть на будущее, если ли "Оливер Твист" где-нибудь в онлайн-просмотре. Наткнулась на первую (?) серию на английском. Видимо, кто-то недавно выложил. Покопаюсь: может, и русский где встретится.
Все названия учла))). Я ведь весьма приблизительно знаю старый кинематограф. Не так давно моим пределом за редкими исключениями были фильмы 90-х, потом медленно пошла вниз по временной шкале.
Если "Оливера Твиста" целиком не найдете, я без проблем могу на какой-нибудь файлообменник закинуть.
Вообще в фильмографии Скотта мне особенно нравится ранний период - конец 50-х-начало 70-х, там почти все фильмы хороши как на подбор, может, только за исключением довольно проходной и глуповатой комедии "Только не с моей женой, не смей!" (1966). Он тогда к выбору киноролей подходил достаточно избирательно, а потом уже стал относиться к кино более утилитарно, воспринимая его в первую очередь как источник заработка - главным образом, для финансирования своих театральных проектов. Все же как ни крути, его главной любовью всегда оставался театр.
Если "Оливера Твиста" целиком не найдете, я без проблем могу на какой-нибудь файлообменник закинуть.
Спасибо, я учту такой вариант.
Вообще в фильмографии Скотта мне особенно нравится ранний период - конец 50-х-начало 70-х, там почти все фильмы хороши как на подбор,
Значит, с того края и буду смотреть дальше. Но, наверно, сложно найти актера, даже известного и талантливого, совсем уж без случайных, проходных ролей.
Все же как ни крути, его главной любовью всегда оставался театр
А какие проекты? Классика, современные авторы?
На чисто режиссерские работы актеров тоже интересно глядеть - через них, как правило, проступает мировоззрение.
Скотт мне действительно очень нравится как актер и все больше заинтересовывает как человек вот этой своей неудобностью для системы и собственным мнением. Информации о нем в русской сети мало, так что я заранее приготовилась к разведке в одиночку и была приятно удивлена, когда нашелся собеседник.
Другое дело, что вы гораздо лучше разбираетесь в теме, так что по деталям каких-то конкретных работ мы побеседовать пока не можем (а все самое интересное как раз в деталях). Я же честно предупреждаю, что намерена гурманствовать и смотреть медленно (дабы впечатления не смазывались).